?

Log in

No account? Create an account
1905

1905


Культурно-исторический проект "1905"


Previous Entry Share Next Entry
НII, 1905
Бубен
rovenion wrote in 1905
Оригинал взят у _lance в НII, 1905
Сыграв Царя, я наверное должен игрокам и мастерам отчет.  Это, не соврать, второй мой отчет за игровую карьеру.
Я опишу “Модель Царя”, которую я себе построил исходя из которой действовал, для того чтобы анализируя игру, ведя дисскуссии о том, почему не случилось революции и т.д. у вас был фактический материал, а не домыслы.
Кого я играл
После игры ко мне подходило много людей (большинство из них, конечно, говорило спасибо Царю Батюшке, и я не склонен это относить на счет игрока )) и многие спрашивали “Это что – вот это был Царь-тряпка?”.  Нет это не был Царь-тряпка. Честно сказать, до того как я прочитал Ольденбурга и Мосолова я действительно думал, что Николай был честным и добрым семьянином, но воля у него была провалена и решения он принимать не умел и не хотел.
Читая записки людей, которые Царя лично знали я понял, что Царь был очень не плох во внешне политической тактике (не стратегии), что с волей у него было все нормально, но он очень боялся делать людям больно, и всячески этой боли бежал. Кроме того, царь был изрядно реакционным, я бы даже сказал, реактивным, во внутренних делах страны.
Поэтому вот как выглядела моя установка на игру:
– Царь любит свою страну и народ. Боль страны страдающей под гнетом войны, разъедаемой змеем простеста против власти – его боль. (Да, готовясь к игре я читал в основном монархическую документалистику, а не критику царизма. Поэтому образ такой).
– Царь хочет величия страны, у него есть видение развития страны как субъекта. Но у царя вообще нет ни видения, ни идей, ни планов по какому-то реформированию дел внутри Российской Империи
– Я ничего не знаю, пока не прочту об этом, или мне об этом не расскажут. Более того, я и не пытаюсь узнать что-то новое.
– Я не придумываю решения сам. Я поручаю придумать решения царедворцам и министрам. Я советуюсь с окружающими меня людьми и слушаю их мнения, выбирая из них.
Я  всю игру "ехал на ручном тормозе", все время говорил себе “Не думай сам, не делай сам, не принимай эффективных решений пока не подскажут”. Проблема оказалась в том, что такая модель поведения где-то даже эффективней, чем прикладывание своей головы. Это один из двух моих выводов из игры. Чтобы построить менее эффективное управление надо было действовать наоборот – делать из себя бутылочное горлышко, тупить и метаться. Не думаю, что это было бы больше похоже на НII, но жизнь кабмину я бы испортил.
Нет, я вообще не пытался “Выиграть игру”, и всякий раз старался пресекать пауэргейминг, хотя попыток почти и не видел. Перед игрой я подошел к Нуси и рассказал про несколько незакрытых, на мой взгляд, дыр в раскладе, в которые мы вынуждены будем ломиться. Не из-за моего мнения, но по крайней мере одна из дыр была закрыта – игротехническая Франция изрядно осложнила нам жизнь.
Эрго
Все действия Царя это сумма мыслей и намерений его окружения. Самостоятельно я предпринимал следующее:
1. Сделал несколько кадровых перестановок
2. Давал поручения министрам, прямо следующих из их отчетов. Да, этого можно было не делать, думаю эффективность кабмина от этого бы снизилась.
3. Сделал выбор между Англией и Германией.
В общем, если у идеи в окружении царя не было "адвоката" — идея не воплощалась.
Что я сделал не так
Я не смог придумать видение роли, в котором контрэффективные стратегии были бы органичны историческому видению НII. Жаль, что в его окружении было мало реакционеров.
Возможно, стоило хуже координировать кабмин.
Наверное, я мог лучше искать силы реакции в своем окружении.
Мои главные выводы из игры,
Тезисами, без обосновании и расшифровки.

  1. без реакции не бывает революции


  1. чем больше отдаешь людям ответственности, тем эффективнее становится машина управления.


  1. руководитель по базе неадекватен действительности и этим работает

Я далек от мысли что мы победили.
Еще больше я далек от идеи что-то ставить себе в заслугу.
Мы как-то залатали локальные проблемы и временно выжили. На мой взгляд, мы достаточно удачно вышли из конфликта с Японией (В этой части модели была действительно напряженная и на мой взгляд достоверная игра).
Но Мы разбалансировали ситуацию. Длись игра дольше, или будь некоторые общества активнее в отстаивании своих позиций — все бы пошло в разнос.
Через некоторое время должны взбунтоваться мелкие дворяне и промышленники. На игре я не замечал их проблем – и на мой взгляд это говорит об адекватности модели. Мы приняли решения в пользу одной части общества за счет другой и даже не заметили этого – думаю понятно за счет чего было организовано такое восприятие.
Должна бы появится партия ветеранов Манчжурии. Которая спросит с Царя и за Порт-Артур, и за положение ветеранов после войны.
Германия будет многого требовать от союзника.
Дума обнаружит свой декоративный статус и попробует взять власть.
ЭСЭРы найдут себе новую социальную базу и продолжат взрывать.
Пресса поймет насколько просто в сложившейся ситуации влиять на умы и подольет масла в огонь.
Власти придется как-то всем этим жонглировать. Справится будет гораздо сложнее — в силу излишней централизации, отсутствия институтов, плохой обратной связи, реактивности монарха.
      
Жаль что все это будет потом. Не получилось столкнуться с этими последствиями в игре. Можно ли было построить игру так чтобы они успели сложиться на игре? Можно, но я таких игр не видел — можно сыграть "вызовиответ", но вот сайд эффекты и последствия обычно оказываются в будущем.
      
------
Личные впечатления и детали сюжета я публиковать, пожалуй, не буду.
Мне кажется очень толковым и объективным отчет Коковцева

----
Спасибо всем с кем я играл. Особенное спасибо семье (жене, матушке, брату и всем остальным) и всем на ком НII приходилось немилосердно вспахивать: фрейлинам, секретарям и адьютантам, казакам, министрам, генштабу. Отдельное спасибо господам Коковцеву, Витте и Трепову.
Мне очень повезло с окружением.
И, конечно, огромное спасибо мастерам.
p.s.
Никогда ранее у меня не было такого контраста от отклика на моего пересонажа на игре, с прочтением отчетов. Спасибо авторам за отрезвляющий опыт.  Жаль, что вам всем не так повезло со мной, как мне с вами.