Бубен

Один из игроков написал текст о терроре в начале ХХ века

"Он плохо понимал, чего именно добиваются социалисты, но верил, что все, чего они требуют, справедливо и хорошо. Он не раз слышал, что только социалисты честные люди и что уважающий себя человек в России не может не быть революционером... И, не зная ни партии, ни социализма, ни революции, не отдавая себе отчета, что такое террор, и даже не задумываясь над этим, он вдохновенно решил, что обязан служить народу. И когда он это решил, незнакомая и далекая партия стала близкой, родной и любимой. И уже не за народ, за партию и за таинственный комитет он был искренно готов отдать свою жизнь".

Борис Савинков. "То, чего не было"


"Между тем воины, которым поручен были надзор за святыми, объяты были сном, и не спал только один страж темничный. — Он, слыша, что мученики молятся Богу, размышлял: что такое означает, что прибегший к бане тотчас, как воск, растаял от тепла, а прочие и при столь большом морозе остаются живы и невредимы. Пораженный же светом, озарившим святых мучеников и желая рассмотреть, откуда исходит этот чудной свет, он взглянул вверх и увидел пресветлые венцы, числом тридцать девять, сходящие на главы святых; размышляя же о том, почему нет сорокового венца по числу преданных страданию сорока человек, уразумел он, что бежавший в баню отвержен от лика святых и потому не достает сорокового венца. Немедленно разбудил он спавших воинов, сбросил с себя одежды и нагой на глазах всех побежал в озеро, восклицая: и я христианин. Присоединившись же к сонму святых мучеников, он воззвал к Богу:

   — Господи Боже! — в Тебя я верую, в Которого и сии веруют; причти меня к числу их и сподоби пострадать с сими рабами Твоими; да буду и я, пройдя подвиг испытания, достоин Тебя»"

Житие святых сорока мучеников севастийских


При общении со многими участниками проекта «1905» я столкнулся с одним распространённым опасением. Различные люди, независимо друг от друга, ожидают, что на игре игроки на ролях террористов-революционеров своими действиями будут рушить «хрустальный мир игры»; да и вообще, их основная цель как игроков – «замес ради замеса», «взрывать царя, потому что это же типа круто»,; исторические же террористы начала XX века – это такие вот отморозки с бомбами, которые убивают всех подряд, сея хаос и разрушение. В сознании у очень многих людей при слове «террорист» встаёт образ шахида, устраивающего взрыв в метро или торговом центре.

Но русский революционный террор начала прошлого века представлял собой совсем иную картину, как по своей направленности, так и по целям и даже методам.

Эсеровский террор был уникальным по своей сути, абсолютно русским явлением. В его идеологии органично сочетались, казалось бы, несовместимые вещи: революционная идея и глубокий духовно-религиозный подтекст. Террорист-эсер в глазах многих своих современников, как из простого народа, так и из интеллигенции, являл собой в первую очередь не убийцу, а жертву.

Зачастую террорист воспринимал теракт, совершаемый им, как жертву, как принесение своей (и лишь во вторую очередь - чужой) жизни на алтарь. Террорист хочет пострадать, умереть – именно поэтому он убивает. И в этом – неразрывная связь русского террора с христианской, с православной традицией.

Так, например, лидер эсеровских боевиков Борис Савинков в своих мемуарах пишет о своей соратнице Марии Беневской: «Верующая христианка, не расстававшаяся с евангелием, она каким-то неведомым и сложным путем пришла к утверждению насилия и к необходимости личного участия в терроре. Её взгляды были ярко окрашены её религиозным сознанием, и её личная жизнь, отношение к товарищам по организации носили тот же характер христианской незлобивости и деятельной любви. Однажды в Гельсингфорсе я поставил ей обычный вопрос: - Почему вы идёте в террор? Она не сразу ответила мне. Я увидел, как её голубые глаза стали наполняться слезами. Она молча подошла к столу и открыла евангелие. - Почему я иду в террор? Вам неясно? «Иже бо аще хочет душу свою спасти, погубит ю, а иже погубит душу свою мене ради, сей спасет ю». Она помолчала ещё: - Вы понимаете, не жизнь погубит, а душу...»

Иван Каляев, убийца великого князя Сергея Александровича говорил о своей возможной казни: «Чудесный, мистический брак с идеей!». Перед покушением он истово молился, держа в одной руке бомбу, а другой осеняя себя крестным знамением. Террорист Егор Сазонов говорил, что на убийство его двигала только любовь. «Из любви и для любви, но, увы! Не всегда через любовь! У меня есть цель действовать во имя любви – вплоть до греха».

И для эсеровского боевика личность самого царского чиновника, министра, генерала зачастую всего лишь маска. Сущность Системы не в нём, и даже не в самом царе. Злой Демиург неуловим. Он - по ту сторону общества, по ту сторону добра и зла, за пределом банальной политики. Это - Система и её скрытая сущность, злой Демиург. Лишь уничтожив Демиурга, можно построить царство Божие на земле.

Поэтому террорист и убивает – чтобы потом страдать, погибнуть, быть проклятым, но после всё равно дать новую жизнь и новую надежду. Убивает, чтобы потом не было убийств.

И неспроста интеллигенция второй половины XIX - начала XX века массово поддерживала политический террор. Ведь как ни парадоксально это звучит, но он был выражением на практике тех мыслей, которые развил великий гуманист Достоевский – один из властителей дум интеллигенции. Неспроста ведь самый кроткий и любимый герой самого Достоевского – Алёша Карамазов должен был в итоге стать террористом, убить и быть казнённым. Да и сам Достоевский, консерватор по своим взглядам, писал в своих воспоминаниях о том, что однажды говорил с Сувориным (также консерватором) о том, пошёл бы он в полицию, если бы услышал случайно на улице, как террористы готовят покушение. - Нет, не пошел бы. - сказал Суворин твёрдо. - И я бы не пошел. – ответил Фёдор Михайлович.

Чего уж говорить о людях куда более либерально настроенных!

Террор эсеров, в отличии от террора нашего времени был индивидуальным, точечным, а не хаотичным и массовым. Убийства чиновника, генерала или министра просто за то, что он чиновник, генерал или министр не практиковалось. Эсеры стремились избежать жертв среди непричастных, в том числе - родственников жертвы. Были случаи, когда террорист не бросал бомбу, видя рядом с жертвой невинных людей. Эсеры почитали свои акты казнями, а не убийствами. Террор воспринимался как месть «особо отличившимся» в деле борьбы с революцией и закручивания гаек в обществе царских чиновников, «обагряющих руки в крови». Месть, осуществляемая «за великое дело любви».

И несмотря на то, что в России эсеры были наиболее практикующей террор партией, террор в западных странах эсеры бескомпромиссно осуждали. Так, например, ЦК партии выступил с заявлением, осуждающим убийство президента США Мак-Кинли анархистами. Обоснование было до крайности простым и логичным: в свободных странах, где существуют парламент и свобода печати и слова, политический террор является варварством и дикостью - ведь люди, не согласные с действиями власти, могут противостоять ей законными методами. В российских же реалиях террор - это крайняя мера политической борьбы. В обществе, в котором не существовало свободы слова и печати, парламента, легальных оппозиционных партий и организаций, в стране, в которой в век прогресса воля одного единственного, достаточно ограниченного человека, чья власть легитимизировалась лишь бреднями попов, без которых этот человек становился всего лишь мужчиной, увешанным орденами в странной шапке на голове, определяла жизнь всех остальных, люди, не согласные с существующим строем, отчаивались и приходили к выводу, что единственным способом ответить на правительственные меры является пуля или бомба. Ведь правительство не просто не желало слушать никаких слов, а отправляло за них людей гнить на каторгу.

Всё написанное выше, конечно, слабо относится к представителям анархистов и «отщепенцев» эсеров-максималистов (все помнят о жестоком взрыве дачи Столыпина на Аптекарском острове, повлёкшему за собой массу невинных жертв и не достигшем цели). Эти люди были уже по своему духу революционерами века XX – суровыми практиками, для которых цель оправдывала любые средства, а классы и их борьба заменяли живых людей. Но я пишу сейчас не о них.

Наша игра заявлена мастерами как «игра-поэма». А что есть поэзия, как не наши дела, стихами которых каждый из нас пишет свою строчку в большой русской поэме о жизни и смерти?.. Поэтому в мире игры эсеровские террористы смогут быть не бессмысленными и беспощадными убийцами, мечтающими, ради замеса и хвастовства игроков после окончания игры, взорвать всех и вся, а самыми что ни на есть Поэтами, наполняющими пространство игры как своим дискурсом, метаниями душ и рефлексией, так и своими деяниями, строчками, омытыми кровью и пахнущими порохом.
Бубен

(no subject)

1. Сегодня в "Точке Сборки" будет репетиция игрового суда.
Вот тут можно почитать дела, они весьма увлекательны:
https://docs.google.com/document/d/11fE9QmwG0Fnip9cjo1GkY6frheufyPBcZKbqiwgiasc/edit

2. Появились "Правила одним файлом": https://docs.google.com/document/d/12hdvauPqxaX7Z7CdB_pvVCk8cYox_8qw7WDsnxMNNVY/pub Из ВКонтакта можно выкачать правила в формате PDF, DOCX, EPUB.
Бубен

Игровой суд 22 июля

Напоминаем, 22 июля - последний сбор перед игрой.
На нём будет разыгран судебный процесс по игровым правилам. Можно поучаствовать - как в роли своего персонажа, так и в какой-нибудь другой.
Клякса

Яблочный парад

Друзья, как уже было написано, парад мы решили провести в виде народных гуляний по поводу яблочного спаса. Конечно, будут и традиционные речи мастеров, и представление игроков, но до того мы предлагаем всем собраться, с удовольствием прогуляться да освятить яблоки. Это еще не игра – обнять друзей по жизни можно, а убить ненавистного сатрапа по игре нельзя – но подходящее место для первой встречи персонажей.
Отдельно обращаю ваше внимание, что народные гуляния – традиционное место для рекламы заведений. Можно и лотошника с закусками или товарами пустить, и голосом к себе зазывать, и печатную рекламу всем показать. Мы не настаиваем и не регламентируем этот момент, но, если хотите поучаствовать и вам понадобится помощь (например, хотите, чтобы про ваше заведение зычно покричали, а своего крикуна у вас совсем нет) – пишите мне в личку, придумаем что-нибудь. Также пишите, если молодецкий задор велит вам организовать кулачные бои или другую потеху.
Или просто приходите нарядные да веселые, приносите яблоки, не ешьте их до праздника и задумывайте желания!
Бубен

Доставка вещей из Питера

Пишет shiko_1st:
"Едешь из Санкт-Петербурга на 1905 общественным транспортом с большим рюкзаком и грудой вещей?
Тебе не придется страдать под их тяжестью, если ты отправишь свои вещи прямо до полигона!

Стоимость доставки рюкзака, сумки или ящика объемом до 100 литров и массой не более 40 килограмм:
- от пункта приема вещей до полигона -- 500 рублей;
- от полигона до пункта выдачи вещей -- 500 рублей.
В стоимость включены обматывание стрейч-пленкой и маркировка.
Перевозка вещей, выходящих за габариты и объемы -- по договоренности.
Кофры с одеждой не принимаются.
Тщательная упаковка всех перевозимых хрупких вещей -- задача владельца.
Запрещается перевозить жидкости или иные химические вещества, которые в результате повреждения упаковки могут подвергнуть опасности вещи других людей.

При сдаче вещей надо будет назвать ФИО человека, который будет их получать. Получающий должен будет предъявить паспорт, чтобы можно было понять, что это действительно он.

Места приема вещей до полигона:
- среда, 22.07, с 19:00 до 21:00 -- ст.м. Черная Речка, ул. Савушкина, д. 14А (гаражи рядом);
- четверг, 23.07, с 12:00 до 18:00 -- ст.м. Приморская, по договоренности;
- пятница, 24.07 -- либо ст.м. Черная Речка, либо ст.м. Чкаловская, либо ст.м. Приморская, по договоренности, не позже 20:00.

Место выдачи вещей на полигоне -- где-то на мастерке. Следите за объявлениями. Получающему при себе иметь паспорт.

Место приема вещей после игры до Петербурга -- там же, где получали. Правила сдачи те же.

Место выдачи вещей в Петербурге:
- среда, 05.08, с 19:00 до 21:00 -- ст.м. Черная Речка, ул. Савушкина, д. 14А (гаражи рядом).

Вопросы на почту shiko-1st@yandex.ru, или по телефону +7-92I-9559I29 (Шико). Звонить не раньше среды, 22.07!"
Бубен

(no subject)

Мы собрали все самые важные правила на лист А4 (на самом деле чуть больше, но в игровой паспорт влезет).

Допустимо внимательно прочитать и знать только эти правила (плюс то, что важно именно вашему персонажу), а остальные - проглядеть по диагонали.
Клякса

Мои прапра. История девятая

Для пущего вдохновения перед игрой продолжаем публиковать истории ваших предков. Вот, например, история про одного непризнанного революционера и про то, как целая деревня свой доход в Стамбул отправляла.

"Мои прапра: непризнанный революционер и ученик медресе" from 1905 on Vimeo.

Бубен

Сегодня бурный день!

Можно прийти на мастер-класс по причёскам в "Точке Сборки" (к 19.30) и заодно успеть поговорить с мастером по АХЧ (с 20.00). А можно отправиться на экскурсию по Москве 1905 года (19.30, м. "Улица 1905 года").